Национальные традиции для частного дома

Мы живем в удивительное время. Неумолимая глобализация все больше стирает различия между странами и культурами.

Человек, оказавшийся в деловом центре любого современного мегаполиса, вряд ли с первого взгляда определит, в какой стране он находится. Среднего россиянина окружают те же марки автомобилей, бренды электроники и одежды, что и европейца, американца или японца.

Но благодаря той же глобализации нам доступно все разнообразие национальных традиций со всего мира – особенно если это касается архитектуры и жилых интерьеров. При желании и финансовых возможностях мы вольны выбирать любой стиль для собственного дома, порой даже не догадываясь, в какой стране появился тот или иной архитектурный элемент или дизайнерское решение.

«Ах, мой милый Августин…»

У многих россиян старая Европа в первую очередь ассоциируется с узкими извилистыми улочками между фахверковых домиков , нависающих вторыми этажами над мостовой. И почему-то именно фахверк в последние годы стал очень популярен в нашей стране. В этом стиле сейчас возводятся и отдельные частные дома, и даже целые коттеджные поселки.

Однако мало кто знает, что этот узнаваемый облик сложился в средневековой Европе как компромисс с целью экономии дорогих строительных материалов — камня и древесины. Фахверк возводился из деревянного каркаса, который не требовал много дефицитных бревен, но обеспечивал прочность здания. Промежутки между балками заполнялись доступными материалами – саманом (глиной, смешанной с рубленой соломой или камышом), мелким камнем или кирпичом (сырцом, реже – обожженным).

Однако у такой технологии был один существенный изъян – заполнитель при высыхании растрескивался и крошился, а при сильных дождях попросту размывался. Чтобы решить эту проблему, рассохшиеся промежутки плотно забивали шерстью, пропитанной известью, затем затирали известковым раствором и красили. Бревенчатый каркас смолили. Так получился знакомый всем классический облик европейского дома, который с незначительными изменениями дожил до наших дней.

В России первые фахверки появились еще в допетровскую эпоху. Знаменитая Немецкая Слобода в Москве в XVII в. была застроена, по словам современника, «на голландскую и немецкую стать» — двух-трехэтажными каркасными домиками с островерхими черепичными крышами. Неудивительно, что влюбленный во все европейское Петр I в 1701 г. издал специальный указ, где предписывалось фахверковые дома («образцовые мазанки») возводить в Москве после пожара в случае нехватки денег на кирпич.

В недавно основанном Санкт-Петербурге ради экономии древесины первые здания также возводили по этой технологии. Очередной указ Петра I от 4 апреля 1714 г. повелевал в новой столице «деревянного строения не строить, а строить мазанки». Царь-плотник своими руками построил первый «мазанковый дом» возле Петровского моста, второй, тоже построенный с царским участием, появился на Васильевском острове.

Сегодня технологии строительства заметно усовершенствовались. Деревянный каркас может остекляться, заполняться камнем, модифицированным саманом из гипсо-полимерных смесей и органического наполнителя (соломы) – такой материал в России выпускается, например, под маркой «Руфалит». Впрочем, чаще всего сейчас стены возводятся из современных материалов – монолитного бетона, газобетонных блоков или кирпича, а вместо традиционной известковой штукатурки применяются многослойные системы утепления.

«Чтобы придать частному дому средневековый внешний вид, не нужно жертвовать ни энергоэффективностью жилища, ни его долговечностью. Если использовать для отделки фасада композиционную систему утепления CAPATECT (Caparol), характерный фахверковый «рисунок» на стенах создается не балками деревянного каркаса, а накладными декоративными панелями или просто комбинированием светлых и темных фасадных красок», – говорит Роман Рязанцев, проект-менеджер компании CAPAROL, эксперта в области защиты и теплоизоляции фасадов зданий.

Читайте также

  • Секреты бессмертия конструкций: революция в мире самовосстанавливающихся бетонов и покрытий
  • Теплые полы: как не запутаться в богатстве выбора
  • Жидкое дерево: революционный материал для экодизайна и DIY-проектов
  • Умные окна: революция в энергоэффективности дома

По словам эксперта, классическому можно придать современный и выразительный внешний вид за счет применения новых цветовых решений – ярких фасадных красок, которые не тускнеют многие годы и обладают свойством самоочищения от грязи. В частности, в малоэтажном жилом комплексе «Немецкая деревня» в Краснодарском крае при отделке домов, выполненных в европейском стиле с элементами фахверка, использовались фасадные материалы AmphiSilan и ThermoSan. Они были разработаны специалистами CAPAROL на основе технологии нано-кварцевой решётки (NQG), которая существенно снижает прилипание пыли и грязи к фасаду.

Восточная сказка.

В российской частной застройке несложно найти заимствования и из многогранного зодчества Ближнего Востока. Здесь тесно сплелись архитектурные традиции Турции, Ирана, стран Магриба с их мавританским стилем.

Белоснежные приземистые домики с узкими окнами-бойницами, с плоской крышей в окружении благоуханных садов – вот первое, что приходит в голову всем, кто если не был в таинственном Магрибе, то хотя бы видел иллюстрации к «1001 ночи». Все эти элементы не случайны: в жарком климате толстые стены и перекрытия нагревались медленно и создавали желанную прохладу днем и комфортное тепло прохладными ночами. Плоская крыша исполняла роль не только летней спальни, но и сборника драгоценной в пустыне воды. Для этого в перекрытие замуровывались глиняные дренажные трубы, ведущие в подземный резервуар под домом.

Глинобитные или кирпичные, реже известняковые или песчаниковые стены покрывали известковой штукатуркой, которая служила защитой от непогоды и не давала перегреваться поверхностям. В богатых домах облицовывали мраморными плитами с резьбой.

«Крайне важный элемент отделки в мавританском стиле — терракотовые изразцы «зулляйдж». Они могли украшать полы, стены и потолки, использоваться как облицовка крыши. Иногда делались целые панно, на которых из отдельных элементов складывались высказывания из Корана», – рассказывает искусствовед Вера Калмыкова.
На основе такого подхода к постройке и отделке домов сложился и средиземноморский стиль, свойственный Греции, Кипру, а также Испании и Португалии, где многовековое арабское владычество сформировало особый стиль «мудехар».

Типичные дома в Средиземноморье часто с плоской эксплуатируемой или четырехскатной крышей, а стены покрыты белой, бежевой или розово-терракотовой штукатуркой, что уменьшает нагрев от солнечных лучей. Для внутренней и внешней отделки используются мрамор, дерево, гранит и керамика. Именно каменные полы и стены делают приятным нахождение в средиземноморском доме в летнюю жару. Полы, как правило, выполняются из гранита, мрамора или керамической плитки. Кроме того, обязательно наличие балконов и просторных крытых террас. Характерным элементом жилища также является патио — внутренний дворик.

Удивительно, но в наших северных широтах средиземноморский стиль оказался довольно популярен даже у комплексных застройщиков. В качестве примера можно привести коттеджные поселки «Маленькая Италия» на Новорижском шоссе в Подмосковье или «Светлая речка» в пригороде Екатеринбурга.

«Покупатели, выбирающие дом с оштукатуренными стенами, без сомнения, рассчитывают, что он будет многие годы сохранять безупречный внешний вид, – рассказывает Роман Рязанцев (CAPAROL). – Но в нашем климате штукатурная отделка подвергается серьезным испытаниям. Дело в том, что в морозные солнечные дни колебания температуры на окрашенной в насыщенные цвета поверхности фасада достигают 50°С. Со временем температурные деформации приводят к образованию неэстетичных трещин на фасаде. Таких проблем не возникает при применении армирующих компонентов с добавлением карбоновых (углеродных) нановолокон, которые входят в состав фасадной системы СAPATECT Carbon (Caparol). Благодаря карбону штукатурная поверхность защищена от температурных деформаций, а также повреждений в результате случайных ударов».

Старая Англия.

«Чем изменчивей климат, тем устойчивей дом» — это слова великого английского писателя Гилберта Честертона, которые в полной мере отражают английский подход к строительству. Британское жилье – сама основательность, такая же незыблемая, как скалы Альбиона. Прочные и грубоватые неоштукатуренные каменные стены из гранитных блоков или нескольких слоев кирпича, небольшие витражные окна, черепичные или сланцевые крыши, высокая каминная труба – вот типичный сельский дом где-нибудь в Северном Йоркшире.

Не удивительно, что английский классический стиль нашел так много поклонников в нашей стране – он хорошо подходит нашему климату. Приятен для нас и типичный английский интерьер: камин как центр композиции, полированные деревянные стеновые панели, открытые массивные потолочные балки, комфортная тяжелая мебель неярких расцветок – все навевает покой и ощущение незыблемого уюта.

В наши дни нет необходимости использовать оригинальные материалы и технологии для воссоздания английского колорита. Например, не нужно возводить дом из натурального камня – решение весьма дорогое и не самое удачное в смысле энергоэффективности дома. Гораздо практичнее стены из силикатного кирпича или монолитного бетона отделать с применением современных фасадных систем.

«Принимая во внимание дороговизну и неизбежные недостатки облицовочного камня или клинкерной плитки, оптимальным вариантом может стать использование минерально-полимерной облицовочной плитки Meldorfer, – рассказывает Дмитрий Салокин, технический директор финансово-промышленной группы «ПоларСтройДизайн», реализующей на российском рынке высококачественные отделочные материалы производства компании CAPAROL. – Она наклеивается непосредственно на армирующий слой штукатурной теплоизоляционной системы и имитирует цвет и фактуру клинкерного кирпича. При этом такая плитка не перегружает фасад, так как легче клинкера в семь раз! В итоге получается дом в английском стиле, способный сохранять благоприятный микроклимат даже в самые суровые русские зимы».

На склонах Фудзи.

Японский стиль в архитектуре и дизайне жилища в Европе всегда воспринимался с большим интересом. Один из секретов его притягательности — в подчеркнутой аскетичности. В сущности, дворец императора по исполнению и даже внутреннему убранству не слишком отличался от домов его подданных. Традиционный японский дом на основе деревянного каркаса подчеркнуто эфемерен, ведь в сейсмоопасной стране строить капитально до недавнего времени просто не приходило никому в голову.

Отличительная черта японского дома заключается в том, что мебели в нашем понимании там очень мало, а основным обитаемым пространством является пол. На нем спят, расстилая матрасы-футоны, едят за низким столиком, сидя на подушках или циновках. Зонирование пространства происходит чисто визуально – либо легкими ширмами-фусума, либо расстеленными татами.

К обустройству пола японцы подходят очень серьезно. В традиционном каркасном доме это просто настил, приподнятый над землей примерно на полметра. Такая конструкция безопасна при землетрясениях. Обычно он делается из плотно подогнанных деревянных планок. Издревле для покрытия полов японцы применяли специальные мастики, доводя пол до идеальной гладкости. В результате настил визуально представляет собой монолитную, матово поблескивающую поверхность.

В европейскую интерьерную моду стиль «ниппон» вошел в конце XIX в., когда ранее закрытое государство внезапно повернулось лицом к западному миру. Японский минимализм и продуманность деталей пришлись по вкусу выдающимся художникам и архитекторам модерна, неслучайно так много японских мотивов, например, в проектах великого российского архитектора Федора Шехтеля.

Популярны японские мотивы и в наше время. Многих подкупает лаконичность и простота жилого пространства с чистыми линиями, геометрической гармонией и обилием свободного пространства, не перегруженного мебелью. Конечно, никто не хочет отказываться от кроватей и спать на футонах, но в наших домах появляется все больше восточных элементов: японские шторы, циновки, полупрозрачные мобильные перегородки-ширмы и раздвижные двери.

«Сделать «японский» пол в обычной квартире или частном доме довольно сложно и дорого, — говорит Геннадий Ковалев, главный дизайнер-разработчик Дизайн Центра Tarkett в России, — лучше попробовать применить ламинат или Art Vinyl. Они точно имитируют практически любой сорт древесины и дают возможность получить идеально ровное, практически без видимых стыков покрытие. Art Vinyl к тому же ощущается «теплым» на ощупь, так что по нему комфортно ходить босыми ногами, как это принято в Японии».

Итак, благодаря глобализации и новым строительным технологиям нам стало доступно все ранее неизведанное разнообразие национальных стилей. Арабская мозаика, немецкий фахверк, японские интерьеры – каждый может выбрать решение, наиболее отвечающее его эстетическим установкам. Главное не забывать, что дом в первую очередь – это место для жизни, а не полигон для игр со стилями.

Пресс-служба CAPAROL

Источник

Поставьте вашу оценку!